• Памятка об опасности поражения электрическим током напряжением 27 500В на объектах железнодорожного транспорта Предупреждение непроизводственного травматизма

    Памятка об опасности поражения электрическим током напряжением 27 500В на объектах железнодорожного транспорта Предупреждение непроизводственного травматизма.

    О смертельной опасности напоминают знаки электробезопасности, размещенные на энергообъектах. «Стой! Напряжение!», «Не влезай! Убьет!», «Осторожно! Электрическое напряжение!» — это не простые слова, это предупреждение о реальной угрозе.Категорически запрещено не только делать селфи непосредственно на энергообъектах, но и использовать монопод, чтобы сфотографироваться в охранных зонах подстанций и ВЛ ж/д. Под напряжение можно попасть и не касаясь токоведущих частей, а только приблизившись к ним на недопустимое расстояние менее 2 метров, даже если контакта с энергооборудованием, находящимся под напряжением, не было. В воздушном промежутке между электроустановкой и телом человека возникнет электрическая дуга, которая нанесет несовместимые с жизнью травмы. За 2017 год на ВСЖД от действия электротока пострадало 4 подростков, за 5 месяцев 2018 уже трое.

    На объектах железной дороги присутствуют два рода тока: постоянный и переменный.

    У переменного тока напряжение в контактном проводе составляет 27500 Вольт, что в 125 раз больше напряжения в бытовой розетке. Если дома в розетках напряжение составляет 220 В, и в случае прикасания к неисправной электропроводке можно получить сильный ожог, то смертельную травму на объектах ж/д можно получить даже не касаясь контактного провода, достаточно приблизиться к нему непосредственно человеку на расстояние менее 2 метров, а так же через любые предметы (леску, удочку, ленту, ветку и т.д.).

    Высота контактного провода от головки рельса – 5750 мм. Высота железнодорожного вагона составляет в среднем 4-5 метров. Таким образом, расстояние от контактного провода до крыши вагона составляет около 0,5-1,5м, что говорит о том, что опасность поражения электрическим током появляется даже до подъема на крышу вагонов и локомотивов. Поэтому все вагоны, стоящие на путях под контактным проводом уже являются зоной повышенной опасности, и пытаться подняться на крышу вагонов – значит заранее обрекать себя на гибель.

    На электрифицированных участках железных дорог переменного тока даже на отключенной от электропитания, но еще незаземленной должным образом работниками ж/д контактной подвеске, наводится опасное напряжение 8 кВ и более. Это опасное наведенное напряжение возникает за счет электромагнитного влияния контактной подвески действующего соседнего пути, и оно так же представляет угрозу для жизни.

    Кроме того необходимо принимать все оборванные, висящие, лежащие на земле провода находящимися под напряжением и не приближаться к ним ближе 8 метров. В отличие от электропроводки в наших дома, электропроводов и кабелей проходящих в населенных пунктах, которые оборудованы дополнительнойзащитой токопроводящих частей (но ни в коем случае не исключающей поражение электротоком) в виде изоляционной оболочки, провода вдоль ж/д не имеют такой защиты, и на всем своем протяжении несут угрозу жизни человека и животных. И в случае соприкосновения этих проводов с соседними токопроводящими объектами и частями, нормально находившимися без напряжения, те, в свою очередь так же становятся находящимися под напряжением, соответственно опасным для жизни.

    В случае обрыва некоторых металлических частей контактной подвески (струн), попадания металлических проводов на контактную подвеску (например, вследствие деятельности птиц), и соответственно нахождение их так же под рабочим напряжением, эти части могут свисать ниже уровня контактного провода и быть уже на расстоянии около 4м от уровня головки рельса (т.к. длина струны варьируется от 0,5 до 1,8м), либо касаться вагонов, опор и других сооружений, находящихся в непосредственной близости от ж/д. В этих случаях прикосновение к вагонам, опорам так же будет представлять опасность для жизни.

    В проводах контактной сети постоянного тока уровень напряжения равен 3300 Вольт. Это немного меньше, чем у переменного тока, однако, не менее опасно, т.к. при непосредственном контакте наступает мгновенная смерть.

    На ВСЖД используется тяга переменного тока, которая, как понятно из вышенаписанного, является более опасной по сравнению с тягой на постоянном токе, потому что попасть под смертельное действие электротока можно даже без непосредственного контакта с токоведущими частями.

    Во избежание поражения электрическим током категорически запрещается:

    -приближаться к находящимся под напряжением проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;

    -подниматься на крыши вагонов, локомотивов;

    -прикасаться к электрооборудованию электроподвижного состава как непосредственно, так и через какие-либо предметы;

    -подниматься на крыши зданий и сооружений, расположенных под проводами, на металлические конструкции железнодорожных мостов;

    -приближаться к провисшим и оборванным проводам, независимо от того касаются они земли или нет, на расстояние менее 8 метров;

    -набрасывать на провода посторонние предметы;

    -открывать двери электроустановок.

    Примеры:

    Двое несовершеннолетних, проходя вдоль железнодорожных путей, залезли на цистерну с целью сделать «селфи». В момент, когда один из юношей поднял руку, чтобы сделать фотографию, произошел удар током, в результате чего один из них получил травму.

    Подросток взобрался на крышу вагона, стоявшего на запасных путях под контактными проводами, и приблизился менее чем на 2 метра к сети, напряжение в которой составляет 27 500 вольт. Образовалась электрическая дуга, и подросток получил тяжелую электротравму.

    На автомобильном мосту в г. Хабаровске погиб подросток, который пытался дотянуться деревянной палкой до металлической цепочки, висевшей на проводах.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie